МОДЕЛИ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МОДЕЛИ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
это организация научной деятельности, которую выбирает исследователь для получения знания. В истории науки различают три основных модели научной деятельности:1)  Эмпиризм  (индуктивная  модель  научно-познавательной  деятельности)  рассматривают источником,  основой и критерием истинности научного знания эмпирические данные (данные наблюдения и эксперимента),  которая начинается сфиксации эмпирических  (опытных)  данных  о  конкретном  предмете  научного исследования,  переходит  к  выдвижению  на  их  основе  эмпирических  гипотез (обобщений), осуществляет их проверку и отбирает наиболее доказанные. Сторонниками такой модели научной деятельности были Ф. Бэкон, Г. Рейхенбах, Р. Карнап и др.; 2) Теоретизм (дедуктивная модель научно-познавательной деятельности) считает источником, основой и критерием истинности научного знания мышление (рассудок, разум, интеллектуальная интуиция, дедукция, мысленное конструирование). Научная  деятельность этого типа осуществляется как развертывание имплицитного содержания неких идей, принятых  как постулаты (или аксиомы). На данных позициях стояли Р. Декарт, В. Лейбниц, И. Кант, и др.3) Проблематизм как модель научного исследования, у истоков которой стоял Г. Галилей, наиболее четко  сформулировал К. Поппер, признает равноправие и взаимосвязь эмпирического и теоретического знания в общей структуре научного знания, наука понимается как специфический способ решения познавательных проблем,  составляющих исходный пункт научной деятельности, а научная проблема рассматривается как эмпирический или теоретический вопрос, ответ на который требует получения новой эмпирической и/или теоретической  информации.  Таким образом, научная деятельность заключается  в  движении от  менее общей и глубокой проблемы к более общей и более глубокой и т.д.

Философия науки и техники: тематический словарь. — Орёл: ОГУ. . 2010.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "МОДЕЛИ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" в других словарях:

  • фундаментальное и прикладное в науке —         ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ И ПРИКЛАДНОЕ В НАУКЕ интегральные характеристики типов научно познавательной деятельности, различающихся по своим целевым установкам. Цель фундаментального исследования знание как таковое, максимально объективная, полная и …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • МЕТОД — (от греч. methodos путь, способ исследования, обучения, изложения) совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике. Применение того или иного М. определяется… …   Философская энциклопедия

  • МЕТОДОЛОГИЯ —         (от метод игреч. слово, понятие, учение), система принципов и способов организации и построения теоретич. и практич. деятельности, а также учение об этой системе. Первоначально М. была неявно представлена в практич. формах взаимоотношений …   Философская энциклопедия

  • ФИЛОСОФИЯ НАУКИ — философская дисциплина, исследующая характеристики научно познавательной деятельности; а также часть философских учений, разрабатываемая в той мере, в какой они так или иначе обращаются к феномену науки. В качестве особой дисциплины Ф.н.… …   Современная западная философия. Энциклопедический словарь

  • методология —         МЕТОДОЛОГИЯ тип рационально рефлексивного сознания, направленный на изучение, совершенствование и конструирование методов (см. Метод) в различных сферах духовной и практической деятельности. Существуют методологические представления и… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Методология истории — Методология исторической науки (истории)  специальная историческая дисциплина, которая определяет предмет и объект исторической науки, цель научного исторического познания, изучает научный и социальный статус исторической науки, её… …   Википедия

  • философия науки —         ФИЛОСОФИЯ НАУКИ специальная философская дисциплина, предметом которой является структура и развитие научного знания. Исторически также философское направление, которое избирает своей основной проблематикой науку как эпистемологический и… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • эмпирическое и теоретическое в научном познании —         ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ два вида научного знания, различение которых базируется, прежде всего, на выделении Э. и т. исследования как двух основных направленностей, «векторов» научно познавательной деятельности.… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ДВИЖЕНИЕ — общее понятие. объединяющее характеристики перемещений, совершаемых объектами, взаимодействий между ними, изменений, с ними происходящих, превращений одних объектов в другие. В обычном опыте человека Д. противопоставляется покою. Самое простое… …   Современный философский словарь

  • ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ —         филос. методологич. категории, характеризующие две основополагающие формы науч. познания, а также структурные компоненты и уровни науч. знания. В основе различения Э. и т. лежит выделение в науч. познании эм пирич. и теоретич.… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»